
Три месяца назад министр готовился спасти израильских фермеров от тех страшных мер, который Трамп собирался ввести: президент США требовал отменить огромные пошлины на импорт сельскохозяйственной продукции из США, что обеспечит сбалансированность торговли между двумя странами и удешевит сельскохозяйственную продукцию.
Средний размер пошлин на импорт сельскохозяйственной продукции в Израиль составляет 72%, в то время как в Европейском союзе и США — около 15%.
Возможность того, что, не дай Бог, пошлины на импорт сельскохозяйственной продукции из США будут отменены, и, не дай Бог, появится конкуренция в сфере импорта и цены на сельскохозяйственную продукцию в Израиле упадут, встревожила фермеров и министра Дихтера.
Чтобы предотвратить это, Дихтер открыл частный канал переговоров с американцами и предложил им «сделку мечты»: сделайте одолжение, отложите отмену пошлин на следующее десятилетие, а взамен Израиль перенаправит 30% своего импорта и будет закупать пшеницу не в Европе, а в США.
Другими словами, Дихтер предложил субсидировать американских фермеров, импортируя дорогую пшеницу, за счёт израильского потребителя, который продолжит дорого платить за сельскохозяйственную продукцию, отрезанную от конкурирующего импорта
Дихтер обосновал предложенную американцам сделку, конечно же, необходимостью защиты израильского сельского хозяйства, которое может рухнуть из-за конкуренции с импортом. Министерство сельского хозяйства опубликовало анализ, согласно которому отмена пошлин с Соединёнными Штатами приведёт к краху 13 сельскохозяйственных и промышленных секторов, что обойдется в миллиарды шекелей в год.
Конечно, по ходу дела упоминалась огромная важность «продовольственной безопасности», то есть обеспечения того, чтобы Израиль поддерживал свои сельскохозяйственные производственные мощности посредством постоянной защиты фермеров, чтобы, не дай Бог, мы снова не столкнулись с экспортным бойкотом, подобным тому, который Турция объявила нам в начале войны.
Удивительно, что всё это утверждается не в отношении Турции с её очень низкой стоимостью рабочей силы, а в отношении Соединённых Штатов, где стоимость рабочей силы значительно выше, чем в Израиле, а транспортные расходы оттуда также очень высоки.
Оказывается, и дешёвый турецкий импорт, и дорогой американский всегда приводят к одному и тому же: экзистенциальной угрозе израильскому сельскому хозяйству и продовольственной безопасности.
Профессиональные выводы министерства сельского хозяйства, выступающего в роли министерства фермеров, о том, что любой конкурирующий импорт сельскохозяйственной продукции всегда представляет собой экзистенциальную угрозу израильскому сельскому хозяйству, не согласуются с фактами, которые публикует само министерство и о которых часто говорит Дихтер.
Согласно данным министерства, объёмы производства сельскохозяйственной продукции (фруктов и овощей) в Израиле находятся в состоянии стагнации с начала 2000-х годов. Согласно графику, опубликованному министерством в 2024 году под названием «Растительные культуры — динамика объёмов, без роста в последние годы, несмотря на рост населения», объём производства растительной продукции составил 4500 тонн в 2010 году и 4700 тонн в 2023 году. Изменение составило 4,4% за 13 лет, в стране, где население росло на 2% в год.
Другой график из того же обзора министерства показывает, что потребление фруктов и овощей на душу населения снизилось с 234 кг в 2012 году до 215 кг в 2023 году. Другими словами, потребление на душу населения сократилось на 8%, несмотря на утроение импорта, который стал составлять 11% от общего потребления.
Третий график, представленный министерством, объясняет очевидную связь между ростом спроса (численности населения) и сохранением неизменным предложения, что, конечно же, означает рост цен. Индекс цен на фрукты и овощи в Израиле вырос на 33% с 2012 года, в то время как индекс потребительских цен увеличился менее чем на 13%.
Министерство сельского хозяйства не предпринимает необходимого, а именно — не сравнивает цены с мировыми. Это делается министерством финансов, и результат показывает, что цены на фрукты и овощи в Израиле, которые до 2017 года были ниже среднемировых, в 2021 году уже на 25% превысили среднемировые.
Другими словами, факты неоспоримы: израильское сельское хозяйство не наращивает производство и просто не в состоянии обеспечить достаточное количество фруктов и овощей для быстро растущего населения. Результатом последнего десятилетия стал постоянный рост цен, что серьёзно ударило по израильскому потребителю: обеспеченные вынуждены платить больше за фрукты и овощи, а слабые — сокращать потребление.
Таким образом, фрукты и овощи, произведенные в Израиле, становятся все менее доступными, и все прогнозы указывают на то, что ситуация будет только ухудшаться: разрыв между стагнацией производства и быстрым ростом населения страны неизбежно приведет к дефициту. Речь уже будет не о цене, а о пустых полках.
Пустой лозунг
Дихтер не отрицает этих фактов. Он также говорит о производстве, которое не растет уже 23 года подряд. Просто очевидный вывод — увеличить предложение за счет открытия рынка для импорта — он отвергает. Вместо этого министр говорит о фокус-патенте: чудесным образом добиться того, чего не делали 23 года, — то есть увеличить сельскохозяйственное производство в Израиле на десятки процентов, предоставив фермерам больше земли, больше иностранных рабочих и больше воды.
На практике предложение сельскохозяйственных земель в Израиле практически не изменилось и десятилетиями составляло около 4,2 миллиона дунамов. Скорее, эта площадь еще меньше из-за потребности в жилищном строительстве. Идеи министерства сельского хозяйства сосредоточены на 1,5 млн дунамов из этой площади, которые в настоящее время находятся в зоне богарного земледелия (без искусственного орошения) и где выращиваются в основном пшеница и ячмень. Перераспределение 1,5 млн дунамов в орошаемое земледелие теоретически должно увеличить сельскохозяйственное производство на 55%.
Реализация плана основана на ожидаемом увеличении сбора сточных вод (рост населения также увеличит объемы сточных вод в Израиле) и увеличении опреснения воды, а также, конечно же, на массовом импорте иностранной рабочей силы.
Даже если предположить, что все пойдет по плану, это будет очень дорогостоящий план: производство увеличится меньше, чем те 55%, которые обеспечит прирост земель (из-за того, что речь идет о менее плодородных пустынных землях и из-за того, что снизится производство существующего богарного сектора), и в любом случае даже этого будет недостаточно, чтобы компенсировать отставание от роста населения.
Другими словами, даже согласно плану министерства сельского хозяйства, Израиль движется к дефициту, и в любом случае продовольственной безопасности, в том смысле, что страна обеспечивает все свои потребности, здесь не будет.
Нет даже намёка на такое намерение: сам Дихтер предлагает увеличить местное производство пшеницы с 10 до 30% потребления. И всё же, конечно, 70% пшеницы придётся по-прежнему импортировать, как и другие культуры (например, рис), которые сегодня в Израиле вообще не выращиваются.
Поэтому разговоры министра сельского хозяйства о «продовольственной безопасности» — пустые слова. «Продовольственная безопасность» не означает, что израильские фермеры будут производить всё необходимое для Израиля; этого просто никогда не случится. «Продовольственная безопасность» означает, что на полках будет достаточно продуктов питания, и достичь этого можно только путём открытия экономики для импорта.
Цифры говорят сами за себя: импорт сельскохозяйственной продукции в Израиль — неизбежный шаг. Однажды фермеры столкнутся с мировой конкуренцией, и лучше всего, чтобы к этому моменту они были готовы, имея высокую производительность сельского хозяйства и внедряя передовые технологии.
Готовность к зависимости от дорогостоящего импорта, например, из США, раскрывают слабость фермеров и министерства, которое им служит: израильские фермеры недостаточно конкурентоспособны, и если они хотят продолжать процветать, то вместо того, чтобы бороться против открытие экономики для импорта, им следует бороться за инвестиции в сельскохозяйственные исследования и разработки и за тот скачок, который израильское сельское хозяйство должно совершить, чтобы стать более конкурентоспособным.
Мейрав Арлозоров, TheMarker, И.Н. Фото: Давид Граевский
