Правительство превращает Израиль даже не в Россию, а в Грецию


Израильское правительство и его глава планомерно ведут страну к катастрофе. Для кого-то в мире мы выглядим как Южная Африка периода апартеида, для других — как Россия Путина. Но в этом пазле есть еще одна важная деталь. Нетаниягу медленно, но верно превращает Израиль в Грецию. 

Не в положительном ключе — в страну с красивыми пляжами, белыми приморскими домиками и анисовой водкой узо. Нетаниягу превращает Израиль в государство, где нормой является то, что политики предоставляют личные блага (от "теплых местечек" до финансирования) приближенным людям и группам — в обмен на политическую лояльность.
Если вы прочитали последнюю фразу и равнодушно пожали плечами, сказав себе: "Ну да, есть такой момент", — именно в этом корень проблемы. 

Если тот факт, что власть одаривает своих сторонников должностями и бюджетами, кажется гражданам чем-то само собой разумеющимся, это значит, что коррупция стала нормой. Когда коррупция становится нормой, люди перестают доверять государству и его институтам, начинают халтурить, давать взятки, уклоняться от налогов, и тогда вся экономика летит к чертям. Это именно то, что произошло с Грецией, и именно туда Нетаниягу ведет Израиль.

В канун глобального финансового кризиса 2008 года Греция, вероятно, была самой коррумпированной страной в Евросоюзе. В общеевропейском опросе, проведенном постфактум в 2012 году, 98% греков ответили, что, по их мнению, коррупция распространилась на все сферы управления. Этот показатель был выше, чем в любой другой европейской стране. Похожая картина возникала и в других международных опросах, которые показывали, что проблема коррупции в Греции последовательно усугублялась с 90-х годов.

Часть этой коррупции была институциональной. Каждая партия, приходившая к власти в Греции — справа или слева, — назначала своих людей на ключевые посты в государственном аппарате. Не только министров, но чиновников во всех сферах управления. Руководителей госкомпаний, регуляторов. Даже учителей в системе образования. Вместо того чтобы воспитать ядро профессиональной системы госслужащих, которые продолжают выполнять свою работу и после смены правительства, греки выбрали систему клиентелизма: мы распределяем блага среди своих людей, формируя таким образом базу политических сторонников к следующим выборам.

Пока Греция, пользуясь членством в Евросоюзе, получала деньги от производительных стран Европы (в первую очередь из Германии), и пока мир находился в фазе экономического подъема, эта система работала. Она начала рушиться, как только разразился глобальный кризис 2008-го. В течение года выяснилось, что Греция находится на грани краха: ее госсектор раздут сверх всякой меры, бюджетные обещания правительства не имеют покрытия, а экономика фактически не способна что-либо предложить миру. Государство было вынуждено пойти на гигантскую реструктуризацию долга — под угрозой санкций и строгим надзором ЕС.

Так происходит всегда. Когда, не раздумывая, назначают приближенных на государственные посты, результатом становится непрофессионализм в чрезвычайно важных для функционирования государства сферах. Например, в статистике.

 Задним числом выяснилось, что греческие правительства приукрашивали данные о бюджетном дефиците, который на деле был вдвое выше заявленного. Или, например, что директора государственных пенсионных фондов были недостаточно компетентны, чтобы понять: банки навязывают фондам "мусорные" облигации, оставляя вкладчиков с огромными убытками.

Когда государственная коррупция становится нормой, общество теряет доверие к государству и его институтам. В итоге люди спрашивают себя: зачем платить налоги на всю эту коррумпированную систему? Результат — массовое уклонение от налогов. 

В Греции была в ходу налоговая схема, прозванная "4-4-2", как расстановка команды в футболе. Смысл был в том, что человек, который должен был платить налоги, оставлял себе 40% суммы, 40% шло на взятку налоговому чиновнику, и лишь 20% отправлялось в госказну. Это была норма. Неудивительно, что экономика этой страны рухнула.

Я вспомнил о Греции, когда увидел на канале "Кан" репортаж журналиста Михаэля Шемеша, сообщившего, что Нетаниягу ищет себе некоего "израильского Илона Маска", который придет и разнесет государственное регулирование в клочья, чтобы экономика могла взлететь к небесам. Этакий deus ex machina, призванный распутать все бюрократические узлы, которые злонамеренные чиновники назавязывали вокруг несчастного правительства, чтобы то не могло функционировать.

Истина выглядит иначе. Да, в Израиле много государственной бюрократии. Часть ее избыточна. Однако это не связано со стремлением ставить палки в колеса правительству. Речь идет о накопившихся за годы позициях, необходимость в которых отпала. Поэтому здесь не нужен никакой "Илон Маск". Нетаниягу и сам в прошлом создавал правительственные комиссии, которые проделали серьезную работу, предложили пути для устранения части  бюрократических механизмов – однако их рекомендации были заброшены. Почему? Потому что Нетаниягу это не интересно.

Если бы это его действительно интересовало, премьер-министр искал бы не "израильского Маска", а толкового гендиректора своей канцелярии. Умелого и опытного человека с солидным послужным списком. Кого-то, кто управлял бы работой министерств и следил бы, чтобы реформы продвигались и проекты реализовывались. Однако Нетаниягу никак не может (либо даже не пытается) назначить себе постоянного директора, возможно, потому, что знает: никакой  "израильский Маск" не станет с ним работать. Ни одна женщина или мужчина подобного уровня не захотят работать с коррумпированным премьер-министром, которого интересует лишь одно: разрушение госаппарата и сохранение власти. Это не моя догадка, это факт – никто не хочет занимать должность главы канцелярии Биби.

Нетаниягу не ищет Илона Маска для сокращения бюрократии. Он ищет способы ослабления государственных служб, нанося удары по аппарату юридических советников и бюджетному отделу минфина. Вместо того чтобы назначить себе постоянного гендиректора канцелярии, он довольствуется временно исполняющей обязанности, приближенной к его семье. Тем самым Нетаниягу задает норму для остальных министров. Они ищут не толковых управленцев, им нужны "свои" люди. Если так будет продолжаться и дальше, хорошие профессионалы будут покидать государственную службу, их места займут неэффективные назначенцы, что станет катастрофой для израильского общества.

В финале сюжета Михаэля Шемеша был еще один момент: Нетаниягу все еще ищет должность для Йоси Шели. Шели был последним, кто занимал пост генерального директора канцелярии премьер-министра на постоянной основе. Вероятно, он был худшим из всех, кто когда-либо занимал эту должность, и в самое худшее время — резни 7 октября и последовавшей за ней войны. О неспособности министерств функционировать в первые недели войны мы все прекрасно помним. Этот провал на совести того, кто должен был руководить работой ведомств в чрезвычайной ситуации, — на совести Шели.

Сотрудники канцелярии премьер-министра описывали гендиректора после 7 октября как не функционирующего, некомпетентного, все мысли которого были заняты только одним – как угодить семье премьер-министра. 
Шели покинул пост главы канцелярии премьера и получил "теплое местечко" — должность посла Израиля в ОАЭ. Эмиратцы быстро поняли, что этого человека нужно поскорее отправить на родину. Шели пришлось вернуться в Израиль (официальная версия гласит, что это произошло "по соображениям безопасности, потребовавших эвакуации всего посольства"). Теперь Нетаниягу ищет ему новое место. Рассматривается пост генерального директора Земельного управления.

Земельное управление — это не какое-то третьестепенное ведомство. Это одна из самых мощных структур в Израиле, управляющая государственными землями и имеющая широкие полномочия.

Теперь представьте себе весь этот огромный аппарат под управлением некомпетентного человека, не достойного своей должности. Человека, который, если действительно будет туда "сброшен", окажется там исключительно благодаря близости к семье премьер-министра. Такого человека мы хотим видеть ответственным за управление государственными землями? 

Нужен очень квалифицированный руководитель, чтобы продавать как можно больше земли, увеличивать предложение и снижать цены на жилье. Во главе управления должен стоять исключительно честный человек, не подчиняющийся никакому диктату, умеющий сказать политикам "нет". Иначе беда неминуема: уровень продаж рухнет, цены взлетят до небес, а земли под строительство получат лишь приближенные.
נתניהו ואביו של אביתר דוד

Биньямин и Сара Нетаниягу(Фото: Шалев Шалом)
►Нетаниягу ведет Израиль к катастрофе
Можно по-разному относиться к премьер-министру, но сейчас он ведет нас в катастрофическом направлении. Это происходит на всех уровнях. Вот доказательства:
►На международной арене положение Израиля стремительно ухудшается. Наши ближайшие союзники принимают решение признать палестинское государство как наказание за политику израильского правительства. 
►Ведущие академические учреждения разрывают связи со своими израильскими коллегами, не принимают предложения о совместных проектах, де-факто бойкотируют нас. Израильские артисты сообщают о бойкоте в мире культуры. 

►Фактически все внешние отношения государства Израиль зависят сейчас даже не от одной страны — США, — а от одного человека, Дональда Трампа. Это единственное, что отделяет нас от международной изоляции. Это не внешняя политика, это самоубийство.

►В сфере безопасности — война в Газе превратилась в болото. Все военные успехи, которые правительство должно было трансформировать в дипломатические достижения и завершить войну возвращением всех заложников, оно превратило в прах.

►Да и само правительство элементарно не функционирует. Подумайте сами: что в последние три года правительство сделало, чтобы улучшить нашу повседневную жизнь? Какую важную реформу оно продвинуло? Стали дешевле товары и услуги? Сократились очереди на продление паспортов?  Улучшилось обслуживания в сфере общественного транспорта?

Кстати, сторонники нынешней власти, удалось ли вашему правительству продвинуть хоть что-то из затеянной им же юридической реформы? Спойлер: ничего.

Министры утверждают, что во всем виновата юридическая советница, и из-за нее ничего не движется. Поэтому единственное, чем они заняты, — ее увольнением. Но даже это они не в состоянии сделать как следует. Верховный суд уже приостановил увольнение и, возможно, даже отменит его. Не потому, что ему захотелось отменить, а потому что способ, которым правительство уволило юридическую советницу, не соответствует его собственным решениям о порядке назначения или увольнения юридических советников. Это абсолютно импотентное правительство.

►Единственное, что в Израиле все еще исправно функционирует, — это гражданское общество и деловой сектор. Бизнес несет экономику на своих плечах, и только благодаря его успешной деятельности правительство способно финансировать свои фантазии. Гражданское общество своей решимостью заполняет вакуум, который оставляет после себя это недееспособное руководство. Именно они несут на себе бремя сохранения нашего государства. 

И если мы хотим приблизить конец этого правительства, произойдет это лишь через общественное давление: демонстрации, забастовки, все, что расшатывает стабильность этого кошмарного правительства — любыми законными способами. Это трудно, это утомительно, и на улице жара — но это наш единственный шанс на спасение.

Подробности на иврите читайте здесь
Перевод: Гай Франкович

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *