
Об этом 17 августа сообщил журналист «Кан» Рой Яновски со ссылкой на полицию Израиля и Управление по предотвращению отмывания денег.
Среди лоббистов Катара, зарабатывавших на этом деньги? были три советника Биньямина Нетаниягу, а также бывшие сотрудники «Моссада» и другие бывшие высокопоставленные лица из израильской системы безопасности.
В частности, PR-компания Perception, принадлежащая медиасоветнику «Ликуда» Исраэлю (Срулику) Эйнхорну получала за проект Lighthouse» по улучшению имиджа Катара по 45 тысяч долларов в месяц на протяжении примерно двух лет – в том числе уже во время нынешней войны.
На минувших выборах Эйнхорн руководил избирательной кампанией партии Нетаниягу «Ликуд». После начала расследования по делу «Катаргейт» он сбежал в Сербию. Позже Эйнхорн был по согласованию с властями страны допрошен израильскими правоохранителями в Сербии и дал показания.
Платежи, на общую сумму в 10 миллионов долларов (около 34 миллионов шекелей по нынешнему курсу), продолжались, как утверждается, на протяжении двух с половиной лет. Израильтяне оказывали катарцам имиджевые услуги с 2022 года и до октября 2024 года. То, есть на протяжении около года войны в секторе Газа.
В центре расследования — проект «Lighthouse» («Маяк»), существование которого впервые раскрыла газета «ХаАрец».
Проект начали планировать еще в конце 2021 года, примерно за год до чемпионата мира в Катаре. Его целью было продвижение имиджа Катара в интернете, по всему миру и в особенности в еврейских общинах.
Главный посыл кампании заключался в том, чтобы представить Катар как страну, несущую мир (а не как государство – спонсор террора).
В сумме ежемесячно катарцы выплачивали за этот проект сотни тысяч долларов. Деньги переводились в британскую компанию, а оттуда в израильскую фирму, принадлежащую бывшим высокопоставленным лицам из израильской системы безопасности.
Среди фигурантов, допрошенных по подозрению в причастности к проекту «Lighthouse», были: генерал-майор в отставке Поли Мордехай, а также бывший сотрудник системы безопасности и бывший высокопоставленный сотрудник «Моссада».
Платежи за проект «Lighthouse» также переводились сотрудникам компании Koyos, которая обеспечивала технологическую инфраструктуру, и PR-компании Perception, принадлежащей Cрулику Эйнҳорну.
Часть из этих денег доставалась еще одному медиасоветнику Нетаниягу – Йонатану Уриху. Он был наемным работником в компании Perception.
Компания, принадлежавшая Срулику Эйнхорну, получала от катарцев за проект «Lighthouse» 45 тысяч долларов в месяц на протяжении примерно двух лет.
Уриху доставалось 40% от этой суммы – около 18 тысяч долларов в месяц, вплоть до заморозки проекта в конце 2024 года.
Сумма выплачивалась Уриху в шекелях по текущему курсу доллара. Так как курс колебался, Урих получал от 59 тысяч до 72 тысяч шекелей в месяц.
Платежи Perception и Уриху перечислялись как фиксированный ежемесячный гонорар, пока проект продолжался, в том числе во время войны в Газе.
Второй проект, находящийся в центре расследования, — это проект американского лоббиста Джея Футлика по улучшению имиджа Катара в Израиле.
Его бюджет был значительно меньше. Проект включал найм консультанта по связям с правительством и пресс-секретаря.
В этом проекте был задействовован еще один приближенный премьер-министра — Эли Фельдштейн. Он получал около 40 тысяч шекелей в месяц.
Как утверждается Фельдштейн получал катарские деньги в то время, когда он занимал должность пресс-секретаря премьер-министра, вводя в заблуждение израильских журналистов, с которыми находился в контакте.
Фельдштейн на протяжении всего расследования утверждал, что действовал по указанию Уриха и Эйнҳорна, и что полученные им суммы — это деньги, выплаченные ему за его работу в канцелярии премьер-министра.
Во время допроса Йонатан Урих категорически отрицал версию Фельдштейна. Урих настаивает на том, что сам он был задействован только в проекте «Lighthouse» и не был причастен ко второму проекту, и в частности, к кампании, для которой наняли Фельдштейна.
Что такое Катаргейт
По подозрениям, несколько приближенных советников Нетаниягу в 2022-2024 годах (в том числе и во время войны) получали деньги от правительства Катара в обмен на продвижение его интересов.
В этом подозревают военного пресс-секретаря Нетаниягу Эли Фельдштейна, медиасоветника премьер-министра Йонатана Уриха и еще одного медиасоветника — Исраэля Эйнхорна, руководившего избирательной кампанией «Ликуда» на минувших выборах. Фельдштейн и Урих арестованы в Израиле, Эйнхорн успел бежать в Сербию и позже был там допрошен израильскими правоохранителями.
Подозрения против них включают: контакты с враждебным государством, экономические правонарушения, отмывание денег и нарушение норм государственной службы.
Компания Perception, принадлежащая Исраэлю Эйнхорну, оказывала медиауслуги по отбеливанию имиджа Катара перед чемпионатом мира по футбола, а также после 7 октября, уже во время войны.
Фельдштейн же, по подозрениям, оказывал пиар-услуги иностранной компании, работавшей на правительство Катара по теме заложников — уже в то время, когда он занимал должность в офисе Нетаниягу.
По подозрению следователей, катарские деньги, передаваемые сотрудникам канцелярии Нетаниягу проходили через несколько человек и компаний, начиная с мая 2022 года, а, возможно, и раньше.
Одним из этих людей был израильский бизнесмен Гиль Бергер. Через компанию Бергера военный пресс-секретарь премьер-министра Эли Фельдштейн получал зарплату от американского лоббиста, продвигающего интересы Катара, — Джея Футлика.
Вначале Фельдштейн заявлял на допросах, что не знал о катарском происхождении денег.. Но, как сообщает 12-й канал ИТВ, следователи полиции получили доступ к секретной группе в WhatsApp, в которой состояли Эли Фельдштейн, Исраэль Эйнхорн (деловой партнер Йонатана Уриха), а также лоббист Катара Джей Футлик и бизнесмен Гиль Биргер.
Все трое координировали свои действия с Футликом. В группе – множество сообщений о встречах, контактах и денежных переводах.
“Детали”, Д.Г. На фото: Эли Фельдштейн, Йонатан Урих. Фото: Моти Мильрод, Эмиль Сальман
