
Он возродил единственное решение, которое может обеспечить Израилю долгосрочную безопасность: решение о двух государствах.
«Да» Нетаниягу было признанием краха праворадикальной идеи достижения безопасности путём игнорирования палестинской проблемы или применения исключительно силы. Это было принятием пути, которым мы всегда следовали.
Я пришёл в политику, чтобы добиться отделения от палестинцев в рамках регионального соглашения, которое привело бы к созданию двух государств для двух народов, двух государств, живущих бок о бок в безопасности и мире.
Как человек, годами занимавшийся этим вопросом с точки зрения безопасности, в том числе будучи офицером в штабе на Западном берегу реки Иордан во время реализации соглашений Осло в 90-х годах и командующим дивизией Иудеи и Самарии с 2005 по 2007 год, я могу сказать, что решение о создании двух государств отвечает стратегическим интересам Израиля. И я знаю, что путь не менее важен, чем цель.
Позитивный премьер-министр более года назад начал бы переговоры с Египтом, Иорданией, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами о создании более безопасного будущего для сектора Газа.
Соглашение, вытекающее из плана Трампа, могло быть предложено полтора года назад по инициативе Израиля. Но Нетаниягу, который предпочитал сохранить кресло премьер-министра, чем жизнь заложников, сделал все возможное, чтобы свести на нет любые шансы на реализацию такого плана.
Ни одна из упомянутых выше стран не будет вкладывать миллиарды долларов в Газу или готовить и отправлять туда войска для стабилизационных операций без искреннего намерения Израиля продолжать дипломатический процесс с палестинцами с четкой целью: созданием палестинского государства.
Но Израиль после 7 октября уже не тот, что прежде, и никогда не будет таким. Коллективная травма принесла с собой ненависть и недоверие израильтян к своим соседям с такой интенсивностью, какой мы не видели годами.
Мы не должны закрывать глаза на эти чувства и их последствия. Они не исчезнут, если мы не признаем их и не поймем, как с ними бороться. Путь к этому не может лежать через бесполезную и безнадежную войну, эксплуатирующую национальную травму для реализации мессианских иллюзий об аннексии.
Будущее нашей страны будет определяться именно на палестинской арене. На этой арене самая насущная проблема — это Газа, проблема, которая не будет решена, пока мы не найдем решение двух основных вопросов: кто будет управлять сектором и кто будет отвечать за его восстановление.
Мудрость Израиля теперь будет измеряться его способностью повлиять на формирование правительства, которое заменит террористическую организацию в Газе. Это правительство должно пользоваться внутренней легитимностью в палестинском сообществе, само быть умеренным и работать рука об руку с умеренными суннитскими странами региона. Именно эти страны способны поддержать создание и укрепление такого правительства, и именно они могут помочь восстановить Газу.
Эти два процесса вынуждают нас отказаться от утопического, поверхностного представления о мире. На данный момент партнер не сможет гарантировать безопасность израильтян. Поэтому Израиль должен стремиться к разделению на гражданском уровне, сохраняя при этом свободу действий сил безопасности – право предотвращать и реагировать на любые террористические угрозы до тех пор, пока в этом не отпадет необходимость.
Путь начинается с прекращения войны и освобождения всех заложников, за которыми следует тесное сотрудничество с умеренными странами региона и Западом во главе с Соединенными Штатами. Мы также должны полностью осознать, что временная многонациональная администрация, контролирующая Газу, в конечном итоге должна быть заменена независимым палестинским правительством, которое может стать достойным партнёром Израиля в вопросах безопасности и дипломатии, а также принести пользу палестинскому народу.
Любой, кто думает, что Нетаниягу способен вести Израиль по этому пути, заблуждается и не прислушался к его словам на днях. Путь к достойной жизни может быть проложен только новым правительством, в которое не войдут нынешние коалиционные партии.
С Йом-Кипура 1973 года к традиционному в этот день личному самоанализу присоединился общенациональный самоанализ. Спустя пятьдесят два года после войны Судного дня и почти два года после резни в праздник Симхат-Тора, настало время, чтобы Йом-Кипур послужил правительству самоанализом. После этого мы сможем начать восстановление.
Яир Голан, «ХаАрец», И.Н. На фото: Яир Голан. Фото: Наама Гринбаум
Автор — генерал-майор (резерва), председатель партии «Демократы»
