
В то время как военные и разведывательные успехи против Ирана и «Хизбаллы» принесли конкретные результаты (которые еще предстоит закрепить дополнительными дипломатическими шагами), война против ХАМАСа продолжает кровопролитие и подрывает международный авторитет Израиля.
Яркий пример — рискованная авантюра с покушением на переговорную группу ХАМАСа в Дохе 9 сентября. Нетаниягу, который почти два года называл Катар «сложной страной», до сих пор молчал о том, что его старшие советники были включены в список получателей зарплаты в Дохе, и воздерживался от каких-либо наступательных действий против руководства ХАМАСа за рубежом, нашедшего убежище в Катаре, внезапно изменил свой подход.
В то время как высокопоставленные деятели террористической организации собирались для обсуждения последнего предложения США по посредничеству, их место встречи подверглось бомбардировке, вопреки рекомендациям начальника генштаба ЦАХАЛа и главы «Моссада». Служба безопасности ШАБАК и военная разведка все еще расследуют, что пошло не так с разведывательным наблюдением, которое позволило руководителям ХАМАСа выйти из этого инцидента невредимыми или с незначительными травмами.
Но гнев Трампа – Нетаниягу сообщил ему о нападении лишь в запутанной и неполной форме – разгорелся бы еще сильнее, если бы нападение увенчалось успехом. Семья Трампа имеет обширные экономические интересы в эмирате, не говоря уже об огромных американских инвестициях в Катар и огромной военной базе, которую США там держат. Руководство Катара также постаралось польстить президенту, объявив во время его первого визита в Персидский залив после переизбрания, что они дарят ему самолет бизнес-класса.
Неудачная бомбардировка подтолкнула Трампа к активизации усилий по навязыванию Израилю и ХАМАСу нового соглашения, освобождению заложников и прекращению войны в Газе. А в понедельник он заставил Нетаниягу позвонить премьер-министру Катара и извиниться. Вскоре последовал третий удар: необычное соглашение о безопасности, в котором США обещают защищать Катар (даже военными средствами) в случае вооруженного нападения на его территорию и инфраструктуру. Вашингтон будет рассматривать такое нападение как угрозу миру и безопасности Соединенных Штатов, говорится в указе.
Это не только унизительно для Нетаниягу, поскольку Трамп опубликовал фотографию премьер-министра, разговаривающего со своим катарским коллегой, а также полный текст разговора; президент фактически укрепляет иммунитет, предоставленный внешнему руководству ХАМАСа от дальнейших покушений, по крайней мере, пока они находятся в Дохе.
С другой стороны, следует надеяться, что с особым статусом, дарованным Трампом Катару, последует требование помочь в прекращении войны. Длинная агитационная речь, произнесённая Трампом на совместной пресс-конференции с Нетаниягу, не отражала чёткого плана будущего Ближнего Востока. (Речь, с которой он выступил перед американскими генералами на следующий день, была ещё более странной; Трамп был далеко не в лучшей форме.) Тем не менее, на этот раз президент мобилизует большую группу весьма влиятельных мусульманских и арабских стран с целью навязать ХАМАСу соглашение.
Соглашение между США и Катаром еще раз показывает, что, вопреки впечатлению, которое Нетаниягу пытается создать с помощью своих преданных рупоров, он не следует четкому плану, а импровизирует значительную часть своих действий и затрудняется предсказать их исход. В отличие от успехов на других фронтах, Газа остается центром войны и самым твердым орешком. Соглашение, которое Трамп пытается навязать сторонам, не устраивает Нетаниягу, даже если оно содержит много преимуществ для Израиля.
Существенное несоответствие здесь заключается в интересах граждан Израиля и интересах правящей коалиции. Согласно опросам, большинство населения могло бы смириться даже с частичным, несовершенным соглашением, если бы были возвращены заложники, как живые, так и мертвые, и прекратилось кровопролитие в Газе.
Но то, что предлагает Трамп, никоим образом не соответствует фантазиям мессианской правой части правительства об оккупации, принудительном переселении жителей, возобновлении еврейских поселений в секторе Газа и «полной победе». Хватает экстремистов и на палестинской стороне. Многие из тех, кто в социальных сетях обвинял Израиль в систематическом геноциде беспрецедентного масштаба в Газе, теперь призывают ХАМАС продолжать борьбу, поскольку предлагаемое соглашение является капитуляцией перед «сионистским колониализмом».
Это поднимает вопрос о том, насколько они действительно хотят спасти жителей Газы, особенно когда некоторые из них выдвигали обвинения в геноциде еще в первые дни войны, которая фактически началась с массового убийства ХАМАСом жителей западного Негева.
Это еще не конец
Тем временем мы ждем ответа от ХАМАСа. Президент, который не любит вдаваться в подробности, заявил во вторник, что дает террористической группировке «три-четыре дня» на то, чтобы подготовить ответ. Если ответ будет отрицательным, Трамп угрожает вновь оказать полную поддержку Нетаниягу, чтобы ускорить военные действия в Газе.
(Президент Трамп в пятницу выдвинул ХАМАСу ультиматум с новым, конкретным сроком: если группировка не примет его мирный план до 18:00 по восточному времени в воскресенье, то «разразится настоящий ад, какого никто никогда не видел», — примечания «Деталей»).
Здесь опасность заключается в том, что Нетаниягу будет продолжать продавать Трампу быструю военную победу, которой не будет. ХАМАС давно перестал вести боевые действия в боевых порядках; для партизанских сил даже выгодно, когда враг находится глубоко на их территории и поэтому уязвим для атак.
Основная трудность для ХАМАСа заключается в принятии плана, по которому он вернет 20 живых и 28 мертвых заложников (по оценкам Израиля) в течение 72 часов, без полного вывода израильских войск из сектора Газа и в обмен на американские гарантии, что Израиль выполнит свои обязательства. В частности, проблема, вероятно, возникнет с поиском тел некоторых погибших заложников. Доверенное лицо Нетаниягу Натан Эшель сказал в записях, которые были показаны на 12 канале ИТВ на прошлой неделе, что неизвестно, где похоронены некоторые тела.
Тем временем, как ни странно, в Иране царит относительное затишье. . Режим в Тегеране не заинтересован в прекращении войны в Газе и еще менее заинтересован в нормализации отношений между Израилем и ключевыми государствами арабского и мусульманского мира (Саудовская Аравия? Индонезия?), о чем намекает Трамп в рамках реализации своего плана по Газе.
Иранцы сейчас справляются с последствиями положения о восстановлении санкций — европейских санкций, которые были недавно введены против них за отклонение от ядерных соглашений. Но мы должны обратить внимание на возобновившуюся напряженность между Ираном и Израилем.
Правительство Нетаниягу усилило угрозы в адрес Тегерана, и вполне вероятно, что в долгосрочной перспективе, вопреки заявлениям Трампа о том, что 12-дневная война привела к уничтожению иранского ядерного проекта, эта история еще далека от завершения.
Амос Харэль, «ХаАрец», М.Р. На фото: Трамп и Нетаниягу. Фото: AP Photo/Evan Vucс
