
Еще задолго до резни 7 октября и судебной реформы Биньямина Нетаниягу обвиняли в том, что он диктатор. В ходе нескончаемых избирательных кампаний, начавшихся в 2018 году, оппоненты развешивали на улицах огромные плакаты, сравнивавшие Нетаниягу с Эрдоганом. Противники локдаунов во время пандемии активно пользовались этим словом, а в 2021 году была опубликована запись, где политик Аелет Шакед, обсуждая чету Нетаниягу, сказала: "Они как тираны, как диктаторы. Они не хотят уходить".
Термин "диктатура" уходит корнями в древний мир. Причем изначально диктатура не считалась чем-то отрицательным. Это была вполне легитимная и приемлемая форма правления в республиканском Риме. На протяжении сотен лет Римской республикой в мирное время управляли два консула — для того, чтобы предотвратить ситуацию, когда вся власть сосредоточена у одного правителя. Однако в момент кризиса, обычно военного, римский сенат мог назначить одного лидера диктатором на ограниченный срок — до шести месяцев.
В истории Рима упоминаются несколько "хороших" диктаторов, действовавших ради общего блага, а не ради концентрации власти, присвоения денег и получения почестей. Образцовым примером такого лидерства был Луций Квинкций Цинциннат, который уже покинул общественную жизнь, когда его в срочном порядке призвали спасти город от вторжения италийских племен. Победив врагов Рима всего за две недели, Цинциннат отказался от диктаторских полномочий и вернулся к своей скромной жизни, посвященной возделыванию земли. Его пример служил эталоном для поколений римских сторонников республики, видевших в нем лидера, не ищущего власти во имя личных интересов.
Но все положительные примеры неограниченной власти в римской истории затмил образ "плохого" диктатора. Именно он впечатался в коллективную память и пугает нас до сих пор. Первым среди "плохих" диктаторов следует считать Юлия Цезаря. Завоевав для Рима огромные территории в Северной Европе, Цезарь вернулся в город со своей армией, перешел реку Рубикон со своим легионом, захватил Рим и разрушил просуществовавшую сотни лет республику, превратив ее в империю.
Фигура Цезаря сложна, и историки до сих пор анализируют мотивы его действий. Но нет сомнений, что он по праву удостоился сомнительного звания разрушителя республики из-за присущей ему амбициозности и концентрации всей власти в своих руках — после того, как объявил себя пожизненным диктатором. Это полностью противоречило исходному смыслу этой должности, которая, как я уже упоминал, давалась лишь на ограниченный срок и только в кризисные периоды.
Когда стало ясно, что Цезарь не собирается возвращать диктаторскую власть, заговорщики в сенате решили убить его. Но было слишком поздно: ущерб уже был нанесен, и Рим, продолжая называться "республика", фактически управлялся единоличным правителем — императором. С тех пор и до наших дней диктатор — это мрачный и амбициозный лидер, ставящий личное благо выше общественного.
►Вышло из моды
Призрак диктатуры вновь начал преследовать демократии, возникшие в XX веке. В новое время амбициозные лидеры, стремившиеся сосредоточить неограниченную власть, уже не пытались становиться королями (институт власти, укоренившийся в Европе после падения Римской империи). Там, где сегодня сохранилась династическая монархия, она выполняет исключительно церемониальные функции. Монархии вышли из моды. В отличие от короля, современный диктатор (почти всегда мужчина), получая власть, позиционирует себя как спаситель народа. Современный диктатор не стремится к ореолу древних королей, царствовавших "по милости Божьей", а строит свой образ как "сильного человека" и военного лидера.
К диктаторам приклеилась крайне негативная стигма из-за фашистских и кровавых лидеров вроде Бенито Муссолини (хотя его титул был "дуче", то есть "вождь", но он называл свое правление "диктатура"). Поэтому современные авторитарные лидеры стараются избегать того, чтобы прямо называть себя диктаторами, и предпочитают титулы вроде "президент", "премьер-министр", "верховный лидер" и т. п. Они представляют себя "поборниками демократии" и всегда действуют исключительно "ради народа".
Но есть ряд тревожных признаков, которые, проявляясь вместе, указывают на скатывание лидеров в сторону диктатуры: когда лидер ослабляет общественные институты, чтобы продолжать править, когда он заглушает оппозицию и ставит себя выше закона — он на пути к превращению в диктатора.
►Так как же распознать диктатора? Вот основные признаки
1. Диктатор будет неустанно стремиться сосредоточить все больше власти в своих руках — через подчинение всех ветвей власти, включая судебную систему и госслужбу.
2. Он будет размывать демократию, нанося удар по свободе и чистоте выборов – будет пытаться откладывать их, менять избирательные законы и захватывать органы, ответственные за проведение справедливых и честных выборов.
3. Он будет пытаться подчинить себе органы правопорядка (особенно полицию и спецслужбы) — для подавления, запугивания и делегитимации политических соперников.
4. Он и его помощники будут поощрять культ личности, когда правитель представлен как спаситель народа, которому нет замены, главным образом через установление контроля над СМИ.
5. Он будет подрывать верховенство закона и управленческие нормы, продвигая личную лояльность выше профессионализма.
6. Он обозначит врагов — национальные меньшинства, чужаков, "внутренних предателей", — чтобы оправдывать провалы и концентрировать еще больше власти.
►Так диктатор ли Нетаниягу?
Является ли Нетаниягу диктатором? Несомненно, он правит слишком долго — в общей сложности более 17 лет! Это дольше, чем любой другой лидер в демократическом мире. Это сам по себе крайне тревожный признак, свидетельствующий о чрезмерной концентрации власти, коррупции и эрозии демократических норм.
Более того, тот, кто объективно пройдется по вышеперечисленным пунктам, не сможет отрицать, что Израилем управляет человек, который в начале своего пути представлял себя рыцарем демократии, однако со временем стал игнорировать демократические сдержки и противовесы.
Автор – специалист по американской истории, Хайфский университет
Перевод: Гай Франкович
