
Один громила, которого кто-то назначил «министром обороны», набрасывается на начальника Генштаба ЦАХАЛа — того самого, которого они же недавно и назначили, — с целью сделать его жизнь невыносимой и вынудить уйти. Другой громила, которого тот же кто-то назначил «министром юстиции», меняет замки в кабинете юридического советника правительства, чтобы унизить и выгнать ее, несмотря на прямое постановление БАГАЦа, что она является действующим юрсоветником до вынесения окончательного решения. Третий громила, министр связи, игнорирует решение БАГАЦа.
Они уже не скрывают, не маскируют, не стыдятся — делают все демонстративно. Конституционный кризис? Хаос? Неповиновение БАГАЦу? Разрушение государственных институтов? Силовой захват органов контроля? Уничтожение свободных СМИ? Все это для них мелочи. Они просто пришли с дубиной и сейчас крушат все, что ещё держится на месте. А мы — обычные израильтяне, выросшие на принципе верховенства закона, на вере в «есть судьи в Иерусалиме», на порядках законного управления — стоим и с ужасом наблюдаем происходящее. Предупреждение, как говорится, было написано на стене. Теперь они идут на последний штурм, чтобы ее разрушить и свалить. Это интересует их куда больше, чем «захват Газы», и для них это важнее. Войну в Газе им нужно тянуть как можно дольше, чтобы держаться за рычаги власти и разрушать страну; войну против ее институтов они хотят завершить блицкригом — и этот блиц идет прямо сейчас.
Предупреждение было и в другом смысле. Возьмём, к примеру, Нетаниягу — единственного человека, чей образ в реальности еще более гротескен, чем его персонаж в «Эрец Неэдерет» (в исполнении Ярона Берлада). Тот, кто думает, что лизоблюдство и самоуничижение перед семьей Нетаниягу превратили его в агрессивного громилу, «силовика» семейного клана, ошибается: он таким был с самого начала.
Когда он учился в Еврейском университете и был председателем студенческого союза, Кац в ноябре 1980 года вырвал микрофон у декана по работе со студентами, профессора Лины Бен-Дор, и сорвал крупную конференцию. Позже он разогнал собрание арабских студентов, используя железные цепи. Против него было выдвинуто обвинение, он был признан виновным и приговорен к пяти с половиной месяцам условного заключения. Кульминацией стало то, что он запер ректора университета, профессора Рафаэля Мешулама, в кабинете за то, что тот решился продлить учебный год. Позже он написал письмо с извинениями. В итоге его учеба на бакалавриате (единственной полученной им степени) продлилась на два года дольше обычного, так как он дважды был отстранен на целый год. Позже он был осужден за вождение без прав, получил три года лишения права вождения и крупный штраф. В другом деле пункт о мошенничестве и злоупотреблении доверием был исключен в рамках сделки о признании вины. Вот ваш министр обороны. Громила остаётся громилой.
Нужно, впрочем, отдать должное «министру юстиции», чьи действия сейчас наносят куда больший урон, чем выходки «министра обороны». То, что Кац делает сейчас в армии с кувалдой, Ярив Левин делает с судебной системой уже почти три года — с целым флотом бульдозеров. Левин моложе Каца, и, вероятно, на уроках «боевого наследия» изучал его подвиги с железными цепями и ложным заточением ректора. Смена замка в кабинете юрсоветника правительства — это событие, немыслимое в нормальной стране, но у нас оно прошло почти незамеченным.
Напомним: БАГАЦ вынес постановление, что увольнение юрсоветника недействительно. Она остаётся действующим юрсоветником, а окончательный её статус будет определен решением суда после слушания. Пока — всё как прежде. И нет, это постановление вынес не президент Асаф Амит, а его заместитель Ноам Сольберг — правый, консервативный, религиозный поселенец. Но он судья, а значит, и он умеет распознать гнилую политическую комбинацию, когда видит её. Нужно сказать это прямо: Ярив Левин грубо нарушает постановление БАГАЦа — он, правительство и министры вслед за ним. Правительство Израиля не подчиняется решениям БАГАЦа. То, что когда-то было бы историческим заголовком на первую полосу, теперь стало почти сноской: правительство не исполняет решения суда и не признает законно назначенного президента Верховного суда (после того как министр юстиции отказался его назначить, не имея большинства в комиссии по назначениям). Пришло время нам заявить, что мы не признаем правительство Израиля. Просто. Почему? Потому что оно сумасшедшее. Это ненормальные люди.
То же касается и Исраэля Каца: он не должен участвовать в заседании по назначениям на звания полковника. В ЦАХАЛе есть приказ верховного командования, утверждённый и министром обороны, который определяет порядок назначений и переводов. Замир действовал по этому приказу; министр Кац его нарушил — и не только его, но и самого начальника Генштаба.
То, что эта банда обезумевших хулиганов не гнушается никакими методами, даже когда речь идет о «расправе» над начальником Генштаба, должно пугать всех нас. И ладно бы это был предыдущий начальник Генштаба, назначенный прошлым правительством; нынешний — назначен этим же. Они его превозносили, хвалили его «наступательность» и решимость, а теперь сами атакуют закаленного бойца, служащего стране более сорока лет. Почему? Потому что он осмеливается время от времени говорить им правду.
Они распространяют против него нелепые наветы. Но нелепость здесь стала образом жизни, и никого это не шокирует. «Он создал «улей»», — кричат они, перечисляя фамилии, словно это враги Израиля. Нет, начальник Генштаба не создавал «улей». Он время от времени советуется с бывшими начальниками Генштаба или опытными офицерами, возглавлявшими род войск или службы. Так делали, делают и будут делать все начальники Генштаба. Это самая одинокая должность в стране: человек ежедневно отправляет солдат туда, где они могут погибнуть.
Список фамилий в «улье» не имеет значения, но Замира почти за одну ночь превратили в заговорщика, якобы строящего планы за спиной правительства. Кстати, даже если бы у него и был такой «улей», можно с уверенностью сказать, что никто из его участников не подрабатывает сейчас во время войны на правительство Катара.
В кулуарных беседах они пытаются очернить его и лично. «Он отказывается захватывать Газу (ложь, конечно) не потому, что заботится о солдатах, а потому, что думает о себе. Боится Гааги, боится стать военным преступником», — говорят люди Нетаниягу. Это полная чушь. Но кому это важно? Есть машина грязи, и она с радостью распространяет и чушь. Вопрос лишь в том, когда они «обнаружат», что муж Шикмы Бреслер тайно назначен замначальника Генштаба и координирует позиции с Халилом аль-Хией по защищенным каналам.
Совет Кацу: изучи дело «Харапаз». Да, оно сложное, но важно, особенно тебе. Потому что тогда министр обороны (Эхуд Барак) объявил войну начальнику Генштаба (Габи Ашкенази). Большая часть того, что ты сейчас делаешь Замиру, тогда делалась Ашкенази. Чем всё закончилось, известно: Ашкенази не ушёл в отставку и проработал до конца срока, а его популярность всё время была в разы выше, чем у Барака.
То, что Барак потерял поддержку избирателей и до сих пор в плохом положении в общественном мнении, напрямую связано с теми событиями. Ашкенази был начальником Генштаба, восстановившим ЦАХАЛ после Второй ливанской войны, и атаки на него были безосновательны.
То, что ты делаешь сейчас, министр Кац, — в тысячу раз хуже. Идёт война. Солдаты гибнут. Одной рукой ты помогаешь узаконить уклонение от службы для ультраортодоксов, а другой пытаешься — пусть и метафорически — «казнить» начальника Генштаба. И при этом думаешь, что это сделает тебя следующим премьером.
Машина грязи семьи Нетаниягу во главе с человеком по имени Шарон Дрэтва, получающим почти 100 тысяч шекелей в месяц из кармана налогоплательщика, сейчас лихорадочно ищет компромат на Замира. Они хотят абсолютной победы, но ее не будет. Они хотят, чтобы ЦАХАЛ стал как полиция; Замир этого не допустит. Политика не проникнет в армию. Центральный комитет «Ликуда» не будет назначать командиров ЦАХАЛа, а «госпожа» не сможет инструктировать офицеров. ЦАХАЛ выполнит то, что прикажет политическое руководство — как и должно быть, несмотря на то, что само политическое руководство уже давно не исполняет ничего как следует, нарушает постановления БАГАЦа и атакует государственные структуры, частью которых должно являться.
Конца этому не видно; возможно, все только начинается. Для нас, сторонников либеральной демократии и образа государства, каким его создали основатели, здесь есть историческая задача. Нет причин отчаиваться или опускать руки. Этот безумный курс не сможет продолжаться долго. В конце концов все будет в наших руках — справа и слева, из центра и с краев, снизу и сверху. Израильтяне должны объединиться, создать «Союз тех, кто служит» и вернуть страну на рельсы.
Бен Каспит, Walla
Фото: Оливье Фитусси
