🕜 30.08.2025 👀 47

Пора сказать прямо: эта война разрушает израильские семьи


Долгое время я не решался писать об этом открыто, но когда увидел, как представитель ЦАХАЛа объявляет о подготовке к операции по захвату Газы, понял – время пришло.

В спорах вокруг операции внимание израильтян справедливо приковано к ключевым проблемам: судьбе заложников, "смертельной ловушке" (слова начальника генштаба), в которую могут попасть бойцы, ухудшению позиций Израиля в мире, гуманитарной катастрофе в Газе, развалу израильской экономики. А еще в последнее время на периферии новостей замелькали сообщения о психическом состоянии вернувшихся с войны — растет число самоубийств.

На фоне всего этого разговор о влиянии войны на израильские семьи может показаться неуместным, но закрывать на это глаза нельзя. По крайней мере, я не могу.

В своей работе медиатора по семейным конфликтам я встречаю таких людей практически постоянно. И так уже два года. Супружеские пары с детьми, которых война застала в начале семейного кризиса или в его разгаре, — и тут муж уходит на  бесконечную резервистскую службу, и кризис превращается в окончательный разрыв. Другие пары начали войну с обычными для любых отношений проблемами, но война, долгое отсутствие одного из супругов и весь груз, свалившийся на оставшегося дома с детьми, превратили мелкие трещины в пропасть, которую уже вряд ли можно преодолеть. Есть и третий вид пар — там никто не уходил на войну, но напряжение от нее настолько проникло в их жизнь, что привело к взрывам, существенно испортившим отношения.
 
Все пары, о которых я говорю, еще относительно хорошо справились – ведь они выбрали медиацию, поиск компромисса,  который дает навыки для работы с такими сложными ситуациями и имеет терапевтический эффект.

Почти каждый день я слышу о парах, попавших к агрессивным адвокатам, которые пользуются расшатанным эмоциональным состоянием обеих сторон — и вернувшихся с фронта, и оставшихся дома наедине с бытовыми проблемами. Вместо того, чтобы успокоить людей, такие адвокаты их раззадоривают и втягивают в еще одну войну, после которой от семейной жизни остается выжженная земля.
А посередине всегда дети. Им и так приходится справляться с тем, с чем не должен сталкиваться ни один ребенок: сирены, ракеты, беготня в убежища, избыток тяжелой информации и травмирующего контента, который еще неизвестно как скажется на их дальнейшей жизни. Голоса детей не слышны ни в правительственных кабинетах, где решают в четвертый раз послать солдат на войну, ни в судах, где их родители воюют друг с другом.
Официальной статистики пока нет, но все специалисты – семейные психологи, медиаторы, адвокаты – рассказывают одно и то же: волна разводов началась вскоре после начала войны, а в последние месяцы превратилась в цунами. Даже самые опытные психологи и медиаторы, привычные к сложнейшим разводам, говорят между собой о дополнительной сложности, которую принесла война. 
השפעת המלחמה
Иллюстрация(Фото: shutterstock)
Она довела людей до предела и превратила и без того болезненную ситуацию развода в мучительный процесс. Такое легко скатывается в дорогие затяжные судебные баталии, которые меньше всего нужны семьям сейчас, в тяжелейших условиях войны.
Зачем я об этом пишу? Потому что верю: здоровые крепкие семьи – основа здорового общества.
Израильское общество сейчас далеко от этого: оно травмировано, расколото и переживает тяжелые раны. Возможно, не это должно быть главным аргументом против новой военной операции, но это обязательно нужно учитывать. Потому что есть войны внутри войны, и игнорировать их больше нельзя.
Автор – медиатор, специалист по урегулированию семейных конфликтов и разводов
Подробности на иврите читайте здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *