Ортодоксы-уклонисты от службы освобождаются через 20 дней после ареста


Ночные аресты ультраортодоксов, протестующих против призыва в армию, вызвали настоящий гнев: духовные лидеры общины пригрозили усилить протест и вывести тысячи людей на улицы. Напомним, что в ночь на четверг, 23 октября, военная полиция задержала двух молодых ультраортодоксов из Рамлы за неявку по повестке о призыве.

Днем ранее были арестованы трое дезертиров — учащихся ешив в Иерусалиме и Ришон ле-Ционе, что вызвало массовые демонстрации протеста. И хотя аресты проводятся в рамках приведения в исполнение закона о воинской службе и являются мерой наказания за нарушение повесток, некоторые утверждают, что это не исправляет саму проблему, когда большинство не служит, а меньшинство несет на себе все бремя.

Адвокат Менахем Штаубер, представлявший сотни арестованных уклонистов, заявил в интервью Ynet: "Задержаны всего несколько сотен харедим-дезертиров. Но на деле это неэффективно и создает ненужную нагрузку на военную полицию, провоцируя излишнее напряжение. Гораздо разумнее урегулировать вопрос системно — с уважением к изучающим Тору и пониманием особенностей ультраортодоксального общества".

►Как работает процесс призыва и ареста

Недавно армия начала рассылать повестки всем харедим, не явившимся по предыдущим вызовам. Так как большинство из них еще не имеют статуса "уклониста по решению прокуратуры", позволяющего заключить под стражу на месяцы, последние аресты, как ожидается, закончатся сравнительно быстро.

Согласно закону, получивший первую повестку и не явившийся получает вторую. Если он не приходит и на нее — получает третью. После этого, если он не отвечает и на телефонные предупреждения, против него издается "повестка № 12", требующая явиться к призыву в назначенный день без дополнительных процедур.

Человек с "повесткой № 12" не может покинуть страну, а если не явится и на нее — против него выдается ордер на арест.

Такой человек может быть задержан военной полицией либо при случайной проверке на дороге, при полицейской операции или даже в аэропорту Бен-Гурион.
Затем его передают военной полиции, где первичное задержание длится сутки, после чего он предстает перед офицером дисциплинарного суда, который может назначить до 30 дней в военной тюрьме.
Однако на практике обычно ограничиваются 20 днями, после чего задержанный освобождается.
После кратковременного заключения ему вновь высылают повестку, и, если он снова не приходит, все повторяется по кругу.
Если же прошло 540 дней (почти два года) с момента последней повестки, он получает статус "уклониста по решению прокуратуры", против него подается обвинительное заключение, и при аресте он может быть заключен на несколько месяцев.

По словам адвокатов, представляющих дезертиров, с начала войны наблюдается ужесточение наказаний, — военные судьи чаще назначают более длительные сроки.

Несмотря на отсутствие масштабных действий против уклонистов, депутат Меир Поруш (партия Агудат-Исраэль) обвинил юридического советника правительства Гали Бахарав-Миару. "Даже этой ночью она направила военную полицию арестовать молодых людей, чья единственная “вина” в том, что их занятие — изучение Торы. Месяцами продолжается этот драконовский разгул против мира Торы, который никак не помогает достичь поставленных целей", — сказал он.

Бахарав-Миара, напомним, направила письмо премьер-министру Биньямину Нетаниягу, потребовав от правительства действовать против массового уклонения от службы, принять меры и разработать комплексный план по исполнению закона, чего, по ее словам, до сих пор не сделано, что фактически позволяет нынешней ситуации сохраняться.

►Протесты и столкновения

Десятки радикальных ультраортодоксов перекрыли 22 октября дороги в разных местах, включая шоссе № 4, протестуя против ареста трех уклонистов от службы — учащихся известных ешив "Атерет Шломо" (Ришон ле-Цион) и "Этери" (Иерусалим). В Бней-Браке демонстранты несли плакаты с надписями: "Армия хуже смерти! В тюрьму — но не в армию!"


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *